Угроза дефицита вместимости из-за кризиса в Красном море преувеличена
Maersk предупреждает о возможном дефиците вместимости на маршрутах Азия – Европа во втором квартале, так как по расчетам оператора продолжающиеся перебои приведут к сокращению совокупной вместимости в этом сегменте рынка на 15–20%. Между тем, аналитики напоминают о значительном резерве увеличения мощности через увеличение скорости судов.
В феврале UNCTAD выпустил отчет, посвященный кризису в связи с перебоями судоходства в двух ключевых каналах – Панамском и Суэцком. По приведенным в отчете данным средняя скорость контейнеровозов составляла до начала хуситского кризиса в Красном море 14,6 узлов, в январе она выросла до 16,1 узлов, а в феврале обратно сократилась до 15,4 узлов.
По расчетам аналитика Ларса Йенсена, январское ускорение фактически увеличило вместимость на 10%, а к февралю этот прирост сократился уже до всего 5,5%.
По оценкам, приведенным в опубликованном на этой неделе Danish Ship Finance обзоре ситуации в судоходной индустрии, спрос на судоходные мощности с учетом расстояния перевозки увеличился в первом квартале на 8–10%. Сохранение скорости в районе 16 узлов позволило бы полностью удовлетворить этот прирост.
Однако, увеличение скорости значительно увеличивает расходы операторов на бункер. По оценкам, приведенным в отчете UNCTAD, для крупного контейнеровоза увеличение скорости на 1% увеличивает расход топлива на 2,2%. И увеличение скорости с 14 до 16 узлов дает увеличение расхода топлива на милю на 31%. Это, в свою очередь, означает также и увеличение объема выбросов, а следовательно, и связанных с этим расходов. Напомним, что с начала этого года судоходные компании обязаны покупать квоты на выбросы CO2 при заходе судов в порты ЕС. Квоты должны покрывать выбросы на маршрутах внутри ЕС на 100%, на рейсах, начинающихся или заканчивающихся за пределами ЕС, – на 50%.1.