Смена юрисдикции займет много времени
Согласно закону о международных компаниях, на исключение компании из иностранного реестра отводится два года. Решение о продлении этого срока может принять правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций по заявлению иностранной организации только в случае бездействия и безосновательных отказов иностранных госорганов, уточняет старший юрист Better Chance Сергей Сергеев. До тех пор, пока информация о компании содержится в иностранном реестре, она считается контролируемой иностранной компанией (КИК) по российскому праву, соответственно, контролирующие лица должны подавать все необходимые документы в российские налоговые органы и уплачивать налоги с нераспределенной прибыли КИК, если это необходимо в соответствии с Налоговым кодексом, объясняет старший юрист практики налогового права «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Дина Айдаева.
Во многих иностранных государствах нет процедуры исключения из реестра в порядке редомициляции, плюс есть проблема, связанная с санкциями: нотариусы, регистрирующие органы не работают с подсанкционными компаниями, технически ликвидировать ее очень сложно, уточнил источник «РБК», знакомый с ситуацией. Было предложение увеличить срок на вывод компании из иностранного реестра до пяти лет, но такое решение не было принято. Вместо этого по решению правительства (правкомиссии) он может быть увеличен для конкретной компании. По мнению Айдаевой, если компания не может быть однозначно редомицилирована из иностранной юрисдикции, с практической точки зрения это может быть решено через процедуру ликвидации «старой» компании или продажу ее активов в пользу новой компании, зарегистрированной в САР.
В обоих случаях логично было бы предусмотреть комплекс мер поддержки, включая соответствующие налоговые льготы, для снижения административного и налогового бремени в данной ситуации, считает она. Напомним, в июне 2024 года Ozon получил решение правительственной комиссии на проведении редомициляции, она должна пройти до конца 2025 года. АФК «Системе» принадлежит порядка 32%, фонду «Восток инвестиции» – 28%, а в национальном депозитарии у россиян только 10%