8 (800) 770-02-91 +7 (495) 790-02-91

    

19
september 2022

Польша открыла канал, который угрожает калининградской природе

Польские власти ввели в эксплуатацию судоходный канал, проходящий через Балтийскую косу и напрямую связывающий польский порт Эльблонг с Балтийским морем. Как отмечает ТАСС, водная артерия, по мнению Варшавы, избавит польские корабли от необходимости прохода через российские территориальные воды и обеспечит прямой доступ в Калининградский залив. Президент Польши Анджей Дуда восторженно назвал проект "большой победой" Варшавы.

В реальности же "Большая польская победа" - водная "соломинка" длиной чуть больше километра и шириной 20 метров. При его прокладке польские власти не обращали внимания на ущерб, наносимый экологии, хотя эксперты не один год выступали с критикой польских планов. Вырубка деревьев, нарушение экосистемы и риск утраты уникальной фауны Балтийской косы - такова цена новой польской "достопримечательности". Учитывая, что канал проложен в двух шагах от российской части косы, польский проект -  бомба замедленного действия для калининградской природы. Все годы, пока велось строительство, Варшава демонстративно пренебрегала и международным правом, в частности Конвенцией Эспо.  Согласно этому документу, приграничные проекты с потенциальной угрозой экологии необходимо согласовывать с соседними государствами.

В Варшаве никогда не скрывали, что прокладка канала имела исключительно политическую, а вовсе не экономическую подоплеку. Открывая канал, Дуда заявил: канал нужен, чтобы не спрашивать разрешения у "враждебной" России для доступа на морские просторы. "Открытие канала укрепит наш суверенитет от России", - приводит ТАСС слова Дуды. Ради этой "польской мечты" Варшава не пожалела свыше 400 миллионов долларов, а само открытие было обставлено максимально помпезно. Для придания событию всепольской  значимости его в прямом эфире освещало местное телевидение.

Однако британское издание The Economist открыто намекает, что польская затея обречена на провал, а заявленная стратегическая важность проекта не более чем фантазии Варшавы. По мнению издания, польские военные корабли в этом узком и мелководном "горлышке бутылки" окажутся как на ладони для российских вооруженных сил в Калининградской области. Экономическое значение канала также находится под большим вопросом: гражданские суда довольно редко используют порт Эльблонг, который вообще-то торгует преимущественно с Калининградом. Хотя, точнее, торговал до введения санкций Евросоюза. В частности, основными статьями этой торговли были торф и деревянные поддоны. Поэтому куда будут плавать польские суда через помпезно открытый канал, кажется, не знают даже польские власти. Более того, поляки еще не достроили водную трассу до самого Эльблонга, а это еще 900 метров: в Польше не могут решить, кто именно должен платить за этот никому не нужный и финансово обременительный "банкет".

The Economist утверждает, что новый канал - это прежде всего плод польской пропаганды, логично укладывающийся в канву антироссийской политики Варшавы. Растущая как на дрожжах инфляция больно бьет по благосостоянию польских граждан. Открытие нового канала позволит властям на время приподнять свои рейтинги. Ради внутриполитических целей Варшава с легкостью готова пренебречь и экономической целесообразностью, и экологией.