8 (800) 770-02-91 +7 (495) 790-02-91

    

31
august 2021

Пандемия коронавируса «укоротила» глобальные цепочки поставок

Пандемия не в равной степени повлияла на отраслевые цепочки поставок. Наиболее серьезно от COVID-19 пострадала автомобильная промышленность, следует из аналитического отчета, подготовленного Economist Intelligence Unit и банком Citigroup.

Аналитический отчет основан, в частности, на опросе ведущих менеджеров, участвующих в логистических процессах. Всего в ходе исследования было опрошено 175 ведущих менеджеров: 125 человек из Азиатско-Тихоокеанского региона, и по 25 специалистов из Европы и Северной Америки соответственно.

Исследование проводилось по шести отраслям промышленности: автомобилестроение, обувь и одежда, продукты питания и напитки, производство, IT-технологии и электроника, а также здравоохранение, фармацевтика и биотехнологии.

Почти 52% менеджеров, участвующих в организации автомобильных поставок, заявили о том, что сбои, связанные с пандемией, были значительными. А еще 30% сказали, что нарушения были «существенными».

Основной причиной сбоев в цепочке поставок в автомобильной промышленности по мнению опрошенных являлись:

  • остановки производства (48%),
  • контроль за экспортом (24%),
  • ограничения доступа к сырью и основным ресурсам (12%),
  • а также недостаточное планирование.

На втором месте по негативному воздействию пандемии на цепочки поставок оказались производители одежды и обуви: 43% респондентов заявили об «очень существенных» нарушениях. А наименее пострадавшей отраслью стала IT-индустрия. Лишь 3% менеджеров, работающих в этой сфере, заявили о «существенных нарушениях» в цепочках поставок.

Отдельно в исследовании отмечаются высокотехнологичные отрасли, которым оказалось гораздо труднее осуществить кардинальные изменения в своих цепочках поставок из-за сложных процессов, высоких затрат и необходимости специализированных производственных мощностей, которые нелегко перенести на новые площадки.

В целом исследователи приходят к выводу, что пандемия привела к желанию переосмыслить и перестроить цепочки поставок. При том, что изменения в торговых потоках происходили и раньше в силу геополитических и экономических факторов, и COVID-19 лишь ускорил некоторые из них.

Опрошенные менеджеры Европы и Северной Америки и менеджеры Азиатско-Тихоокеанского региона по-разному реагировали на нарушения логистических процессов. Европейские и североамериканские компании идут по пути диверсификации и отказа от длинных глобальных цепочек поставок для повышения устойчивости торговых потоков. При этом компании с меньшим уровнем капитализации стремятся также к локализации торговых потоков с учетом изоляционной политики, которая стала мировым трендом во время пандемии. Среди опрошенных западных менеджеров 52% высказали обеспокоенность в связи с нарушениями в логистических процессах.

Компании Азиатско-Тихоокеанского региона гораздо оптимистичнее смотрят на процессы глобализации и длинных международных цепочек поставок и вкладывают средства в развитие цифровизации в логистических процессах. Среди менеджеров азиатского региона лишь 9% переживают из-за нарушения глобальных торговых потоков.

Что касается развития цифровизации в логистических процессах, то исследование показало разное отношение и в этом вопросе. Если среди азиатских менеджеров больше 40% опрошенных подтвердили, что увеличили инвестиции в развитие цифровых технологий на 50%, то только 8% среди американских менеджеров и 16% среди европейских менеджеров последовали примеру азиатско-тихоокеанских коллег.

В целом, в качестве рецепта от будущих потрясений все опрошенные сходятся во мнении, что необходимо адаптировать цепочки поставок к более широкому кругу поставщиков для снижения зависимости и, соответственно, снижению уязвимости логистических процессов и активнее развивать цифровизацию.

И главный вывод, который сделали многие участники опроса — необходимо стремиться к повышению устойчивости торговых потоков, иногда даже в ущерб экономической эффективности.

Согласно прогнозу аналитиков Высшей школы экономики, спрос отрасли транспорта и логистики на передовые цифровые технологии может вырасти до 626,6 млрд рублей.