Москва готовит мощный ответ на санкции
В Москве побывал с первым официальным визитом новый президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов. В ходе переговоров в Кремле были подписаны очень важные документы. Особенно в сфере энергетического сотрудничества.
ТАПИ — газопровод Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия, о котором еще в ноябре прошлого года вела переговоры делегация Ашхабада в Герате. Тогда там прозвучали слова губернатора Нур Ахмада Ислам Джара: «Мы обсудили технические аспекты работы по проекту ТАПИ. Он будет реализован в ближайшем будущем».
О чем эти эти слова? О том, о чем грезили сразу несколько международных компаний еще с середины девяностых годов прошлого века в то время, как Россия почти не задумывалась о диверсификации своих энергетических поставок в Европу, а Туркменистан делал ставку на Китай?
Но времена изменились. И сначала отнюдь неслучайно в Москве демонстративно принимали делегацию из Кабула, не торопясь с официальными формулировками.
А в марте нынешнего года посол РФ в Туркменистане Александр Блохин заявил о перспективах ТАПИ: «Строительство этого газопровода никак не ущемляет интересы Российской Федерации. На территорию Туркменистана, где трубопровод уже проложен, трубы поставляли наши российские компании — это был проект на 300 млн. долларов».
Но при этом у России есть и реальная перспектива на только трубы поставлять, но и самой поучаствовать в обеспечении энергобезопасности стремительными темпами развивающейся индийской экономики.
А это уже новый проект. В этой связи уже звучат прогнозы специалистов относительно «Большого ТАПИ».
Россия сосредотачивается. И стремительный ввод в эксплуатацию этого нового ТАПИ станет ее мощным ответом на 11 тысяч санкций.
Европе, которая в этом случае останется и без дров, стоит подумать о своем ближайшем будущем.