8 (800) 770-02-91 +7 (495) 790-02-91

    

26
january 2021

Эксперт: транзитный потенциал России «заморожен»

В 2020 году КНР впервые стал для Евросоюза главным партнером, потеснив США. Несмотря на это для Китая европейский рынок второстепенен. На первом – страны АСЕАН. Об этом  информационному порталу «Логирусу» рассказала управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

Рост товарооборота между Поднебесной и ЕС составил 5,3% – до 4,5 трлн юаней ($695,50 млрд), по данным Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей. Это связано с мерами по диверсификации китайского и европейского экспорта, пояснил аналитик ГК «ФИНАМ» Сергей Переход.

Еще недавно США создавали серьезные торговые преграды как КНР, так и ЕС. В итоге произошло укрепление их торгового сотрудничества, резюмировал эксперт. При этом КНР быстрее всех вышла из кризиса и стала единственной большой страной, где по итогам года ВВП вырос на 2,3%, по данным китайского Государственного статистического управления.

Пока весь мир замораживал производство, китайские компании умело воспользовались локдауном: выявили незаменимые потребительские товары и заместили образовавшиеся провалы торговли между странами, указал Сергей Переход. Во-первых, речь идет о медицинских одноразовых масках, которые Китай продал на $52 млрд. Во-вторых, КНР поставляла медицинское оборудование, которое массово закупают больницы стран. В-третьих, это готовая компьютерная техника (ноутбуки) и другое оборудование, необходимое для организации дистанционной работы и ее безопасности, а также для обучения.

 

Такая производственная и экспортная активность, по словам Екатерины Косаревой, связана с двумя факторами: быстрое преодоление опасного порога заболеваемости COVID-19 и имеющиеся промышленные мощности, которые в любой момент «разгоняются» до удовлетворения потребностей в продукции. Поднебесная очень агрессивно наращивает объемы торговли со всеми странами, и стоит ожидать продолжения этого роста, отметил аналитик ГК «ФИНАМ».

 

В последнее десятилетие соотношение качества и цены китайских товаров стало очень конкурентоспособно: в итоге они вытесняют традиционных поставщиков с европейских рынков. К тому же у ЕС и КНР существуют и финансовые возможности для дальнейшего роста торговли: по последним данным, профицит торгового баланса в Европе составил $25,8 млрд, а КНР – $78,17 млрд.

Однако, по прогнозам «ФИНАМ», темпы увеличения объема торговли между Китаем и ЕС снизятся. Хотя сам рост продолжится в силу запуска новых китайских экономических проектов: подписания договора о создании крупнейшей в мире зоны свободной торговли между странами АСЕАН и заключения торгового соглашения с Евросоюзом.

В связи с этим рассматривается и роль России  в отношениях ЕС И КНР. Потенциал развития страны, через которую будет проходить «шелковый путь XXI века», огромен. Но каких-либо серьезных договоренностей с Россией нет, подчеркнул Сергей Переход.

 

– Важной причиной «замороженного потенциала» является геополитическая активность США в ключевых для проекта регионах: с одной стороны, военные действия в Сирии, Армении, Украине прибавляют риски разрушения торговой инфраструктуры и потери товаров, с другой – Россия и Турция находятся под санкциями. Фактически, США блокировали все возможные пути транзита, – резюмировал эксперт.

По итогам 2020 года объем торговли между РФ и КНР упал на 2,9% в годовом выражении – до $107,76 млрд.