Китайское окно в Европу: в обход Турции и России
Китай запустил новый железнодорожный маршрут в Европу. Портал China.org сообщил, что новый маршрут охватывает страны и регионы, через которые поезда Китай-Европа до этого проходили редко. Он пересекает Каспийское и Черное моря с помощью комбинированных железнодорожных и морских перевозок, проходя через Казахстан, Азербайджан, Румынию, Венгрию, Словакию, Чехию и в итоге достигая города Мангейма в Германии.
Общая протяженность маршрута составляет 11 300 километров, и он становится 16-м по счету для грузовых поездов между китайским городом и Европой. Как видим, этот маршрут обходит Россию и Турцию. Менеджер сианьской международной логистической компании Цзя Минь объясняет это «сложившейся ситуацией».
Но какой? С Россией вроде бы понятно. Санкций из-за спецоперации на Украине создают логистические проблемы для железнодорожных перевозок из Китая через территорию России в Европу. Один из представителей российской логистических и железнодорожных операторов. сообщил, что китайские грузоотправители начали приостанавливать транзит грузов через Россию в ЕС «из-за опасения грузовладельцев за товар». По его словам, «проблем с перевозкой по железной дороге уже отправленных товаров нет, но почти нет и новых заказов на транзит в ЕС из Китая».
С Турцией все иначе. С одной стороны, в условиях санкций против России она становится крупнейшим хабом для европейско-российских перевозок. Ни для кого не секрет, что Турция долгое время была перевалочным пунктом для товаров, которые были запрещены для экспорта в Иран. Но в Анкаре ждали, что ситуацией воспользуется Китай, и начнёт занимать освобождающиеся ниши. Этого не происходит. Пекин стал занимать выжидательную позицию. Есть политические причины.
Несмотря на то, что Пекин вложил в Турции немалые средства в создание необходимой для себя транспортной инфраструктуры, он стал осторожно относиться к некоторым аспектам региональной политики этой страны. В Пекине остро отреагировали на то, как Турция и 42 другие страны выпустили в ООН заявление о своем беспокойстве по поводу нарушения прав уйгуров, проживающих в Синьцзян-Уйгурском автономном округе Китая.
Пекин считает, что Анкара действовала по указке США. Более того, стала больше выявляться конкурентная борьба между двумя странами не только на Ближнем Востоке, но и в Европе и Азии. Более того, Китай стал разыгрывать в своих интересах и греческую «карту» в Восточном Средиземноморье. Еще одним камнем преткновения между Пекином и Анкарой становится Афганистан, откуда можно помогать уйгурам. Поэтому Шелкового пути, который ранее планировалось проложить от границ Китая через территорию Турции, для нее как бы уже нет.
В особом положении оказывается и Азербайджан, который выстраивал свои коммуникации с выходом на Турцию и оттуда в Европу, до самого Лондона через турецкий тоннель под Босфором и в обход России. Речь идет о железной дороге Баку-Тбилиси-Карс ( БТК) . Еще в 2017-м началось сервисное обслуживание этого железнодорожного маршрута, а после пуска первого состава по БТК президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сделал громкое заявление: «Мы объявляем о создании прямого железнодорожного сообщения от Лондона до Китая».
Как видим, проблема в геополитике, в обострившихся взаимоотношениях России с Западом, Китая с Турцией, за которой могут стоять США. Но и сами китайцы — трудные партнеры. Проблема как раз в том, что в реализуемых Пекином глобальных инфраструктурных проектах обычно участвуют крупные китайские компании, бизнес которых выходит далеко за пределы Китая, и таким компаниям небезразличны санкции США и ЕС. При этом надо учитывать, что торговый оборот между Китаем и Евросоюзом, по данным 2021 года, составил 747 млрд долларов. Понятно, что китайские власти не заинтересованы в том, чтобы эти показатели снижались.
Однако не стоит спешить с выводами. Для того, чтобы понять, насколько востребованным окажется новый китайский маршрут в Европу, необходимо обладать данными хотя бы за полгода. Согласно заявлению на официальном сайте таможенного управления Сианя, первый поезд, груженный 42 контейнерами общим весом 316 тонн, отправился из Сианя 13 апреля. Что касается России, то она пока фиксирует сложности с работой на этом направлении. Как долго будет сохраняться такая ситуация — никто не знает, — информирует Институт РУССТРАТ.