Эксперт: через дальневосточные порты ввезли меньше импорта чем через сухопутные погранпереходы
По итогам января-апреля 2022 года контейнерооборот портов Дальнего Востока увеличился на 15,5% — до 383 000 TEU. Об этом на конференции «Рынок контейнерных перевозок промышленных грузов» заявила заместитель директора по продажам ООО «ФИТ» ( учредитель ПАО «ДВМП») Наталья Иванникова.
— Это с учетом крайне высокой базы января-февраля. Сейчас отмечается спад, — предупредила эксперт.
Положительную динамику, хотя и более скромную, продемонстрировал и порт Новороссийск. Его контейнерооборот по итогам четырех месяцев увеличился на 3% — до 228 000 TEU. В «плюсе» остались и сухопутные погранпереходы «Наушки» и «Забайкальск». Их контейнерооборот вырос на 14% — до 252 000 TEU.
Тем временем порт Санкт-Петербург, наоборот, уходит в минус: контейнерооборот здесь упал на 29% — до 439 000 TEU. И эта тенденция будет иметь продолжение, считает Наталья Иванникова. Так как «маршруты в обход России широко востребованы в мире».
— Например, в портах Дальнего Востока на линии, приостановившие свою деятельность, приходилось 52% перевалки. Суммарная вместимость флота при этом упала на 30%, – констатировала эксперт. — А новые линии обладают меньшим тоннажем и не имеют стабильной сервисной сети.
Как следствие, доля импорта, ввозимого в страну через порты, падает. По оценкам FESCO, в мае 2022 года через «Наушки» и «Забайкальск» было ввезено 53% грузов, в то время как через морские гавани Дальнего Востока — всего 47%.
— Одна из причин такого дисбаланса — профицит железнодорожного подвижного состава. По нашим оценкам, с 2018 года прирост фитингового парка шел опережающими темпами. Эта тенденция особенно ярко проявила себя в 2021 году, когда из-за сложностей с морской доставкой инвесторы начали активнее вкладываться в железнодорожный подвижной состав. И фитинговый парк вырос на 22%, в то время как объем перевозок всего на 11%, — пояснила Наталья Иванникова.
Специалисты считают, что Maersk, специализирующаяся на морских грузовых перевозках и обслуживании портовых терминалов, потеряла более $700 млн после ухода из России.