8 (800) 770-02-91 +7 (495) 790-02-91

    

4
июня 2019

«Ростовский порт» приступил к цифровой трансформации

СПЕЦИАЛИСТЫ КОМПАНИИ РАЗРАБОТАЛИ И ВНЕДРИЛИ СОБСТВЕННУЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ, ЗАПУСК КОТОРОЙ ПОЗВОЛИЛ ОЦИФРОВАТЬ ВСЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ И УДВОИТЬ ОБЪЁМ ОБРАБАТЫВАЕМЫХ ГРУЗОВ. ЧТОБЫ РАБОТАТЬ ЭФФЕКТИВНО, СИСТЕМА ПОРТА ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТЕГРИРОВАНА С СИСТЕМАМИ ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА, КРУПНЫХ КОНТРАГЕНТОВ И ГОССЛУЖБ, СЧИТАЮТ ЭКСПЕРТЫ

На создание и внедрение собственной информационной системы ушло несколько лет работы программистов и миллионы рублей, рассказал «Эксперту Юг» коммерческий директор ОАО «Ростовский порт» Николай Булатников.


В итоге, в единую информационную сеть были связаны четыре грузовых района гавани на разных берегах Дона и абсолютно все службы. Деятельность предприятия стала более прозрачной для его сотрудников и партнёров, эффективность бизнеса стала в несколько раз выше и положительно повлияла на рост грузооборота. С 2015 года по 2018-й он вырос более чем вдвое: с 1,2 млн тонн до 3 млн тонн.


«Завершен самый главный, первый этап цифровой трансформации порта, который длился с конца 2015 года по начало 2019-го: разработка системы, внедрение, корректировка, — уточнил Булатников.


Наши специалисты по информационным технологиям в сотрудничестве с коллегами из Ижевска (компания “БИТ”), разработали и запустили программу “Грузовой порт”, по которой не просто можно отследить движение груза на всех этапах: от захода вагонов (и другого груженого транспорта) в порт до погрузки на теплоход (либо —в обратном направлении). В единую систему соединены все службы и районы порта, оцифрованы все основные процессы и весь документооборот внутри компании».


Топ-менеджер добавил, что раньше все данные заносились ручкой в гроссбухи, а управление службами и взаимодействие между ними осуществлялось с помощью телефона, электронной почты и личного посещения руководством удалённых от офиса объектов: причалов, доков, складов. Теперь же все процессы, объекты и узкие места начальство видит не покидая рабочего места — на экране монитора — и оперативно принимает решения. Все документы надёжно хранятся в системе и находятся в считанные минуты. Ремонтные бригады оперативно реагируют на неисправности (кранов, сетей и др.).


В IT-отделе компании признались, что изначально не было речи об единой информационной системе. Руководство порта просто хотело упорядочить работу с приемом грузовиков, доставляющих грузы в порт. «Ситуация была критической. Ежедневно у проходной первого грузового района на улице Береговой выстраивалось около 200 грузовиков, хвост очереди растягивался на километры — выходил к Театральной площади, — рассказывают эксперты компании.


Мы хотели решить эту проблему и не думали о цифровизации всего портового хозяйства. Когда же стали вникать, поняли: качественно наладить работу с обслуживанием грузовиков и фур (например, просто внедрив электронную очередь), невозможно без изменения всей системы. Поскольку груз надо принять, перегрузить, разместить на складе, погрузить на судно. Его мы должны видеть на всех звеньях этой цепи. Таким образом, мы добились оптимизации работы всех служб, что позволяет компании экономить время и ресурсы, более эффективно работать. Например, если раньше на получения ответа на вопрос (“Что с моим грузом?”) у нас уходило до 24 часов, то сейчас — не более 30 секунд».


Автоматизация бизнес-процессов положительно повлияла на рост грузооборота. Он, по данным АО «Ростовский порт», за пять лет вырос более чем вдвое. «Конечно, произошло это не только за счёт диджитализации, но и благодаря работе коммерческих служб. Однако без внедрения системы рост не был бы столь ощутимым: с 1,2 миллиона тонн в 2014 году до почти 3 миллионов тонн в 2018-м», — говорит Николай Булатников.


С его слов, дальнейшее увеличение объемов здесь ожидают на уровне 20-25% в год. Но будет это возможно, после решения задач на втором и последующих этапах цифровизации порта. В частности, через интеграцию с сельхозпроизводителями, автопредприятиями, РЖД. «Мы должны сделать так, чтобы водитель, например, зерновоза, не бегал от нашей проходной в бухгалтерию с бумажной накладной, а приложил на входе карточку, в которой вся информация о машине и грузе (вес, вид и так далее) сразу же отобразилась бы в нашей системе. И не надо специально ехать на весовую. Это позволит нам еще быстрее обслуживать каждую машину, обрабатывать все поступающие в порт грузы.


Сейчас мы ежесуточно можем, например, зерна принимать до 2 тысяч тонн. Внедрение цифровых технологий позволит увеличить объёмы до 3 тысяч тонн в сутки. Согласно стратегии развития, к 2030 году грузооборот АО “Ростовский порт” должен превышать 4,3 миллиона тонн», — сказал Булатников.


Он добавил, что сейчас создана основа для дальнейшей цифровизации не только «Ростовского порта», но и всей одноименной группы, в структуре которой около десяти предприятий (судостроительно-судоремонтный завод АО «Риф», ООО «ТЭК Нефть», компания «Яхты на колесах» и др.).


По данным системы «СПАРК-Интерфакс», ОАО «Ростовский порт» создано в 1993 году. Основная специализация — транспортная обработка грузов. По итогам 2017 года выручка компании составила 919,7 млн рублей, прибыль превысила 126,1 млн рублей. Порт расположен вдоль правого и левого берегов Дона, включает четыре территориально независимых грузовых района: 1-й (центральный); 2-й (Аксайский ковш), 3-й (Ростовский ковш) и 4-й грузовой район (в промзоне «Заречная»). Мощности компании позволяют одновременно обрабатывать 16 судов класса «река-море», грузоподъемностью до 5 тыс. тонн.


«Для “Ростовского порта”, грузовые районы которого серьёзно удалены друг от друга, внедрение такой системы стало жизненной необходимостью, — считает главный редактор ИАА “ПортНьюс” Виталий Чернов.


Автоматизация позволит сделать процессы более контролируемыми, судьбу каждого отдельного груза можно будет отследить. Тем более, что через порт идет много мелких партий и надо понимать в каком объеме, в какое время и в каком месте находится каждый конкретный груз. Делать это вручную крайне сложно. Так что, внедренная в порту Ростова-на-Дону единая информационная система — это серьезный шаг и для компании, и для отрасли в целом. В России довольно много небольших портов, аналогичных ростовскому, нуждающихся в цифровизации процессов».


Василий Боев, соучредитель международной биржи морских перевозок OpenSea.pro, считает, что цифровизация порта является совершенно логичным шагом, поскольку весь рынок морских и речных грузоперевозок, его участники (порты, стивидоры, брокеры, экспедиторские компании) постепенно переходят на цифровые рельсы. «Легче взаимодействовать, когда все работают в едином информационном пространстве. Поэтому очень важно, чтобы система “Ростовского порта” была интегрирована с системами крупных контрагентов и госслужб. Тогда это будет не локальная разработка местной компании, а важный элемент отраслевой сети», — уверен эксперт.