Не Китаем единым? Куда еще поедет российская логистика в 2023 году?
Делать прогнозы, в принципе, дело неблагодарное... Особенно в наше время, когда то, как, например, хотя бы в ближайшем будущем будет выглядеть российская логистика, в большей степени зависит не от экономических законов развития рынка, а от того, что случится на земном шаре волей отдельных конкретных людей... Впрочем, учитывая сложившуюся в 2022-м году ситуацию и то, что на международном уровне она продолжается, определенные тенденции все-таки прослеживаются. О том, какими они будут в логистической отрасли, рассказывают в компании Beluga Projects Logistic.
«Перспективы на 2023 год действительно неоднозначны, — говорят в Beluga Projects Logistic.
— С одной стороны, уже сложилась тенденция на создание в лояльных или нейтральных по отношению к России странах крупных хабов, где происходит консолидация необходимых товаров, предназначенных для РФ. И эта тенденция, очевидно, укрепляется.
Однако с другой стороны, практически никто из участников рынка не в состоянии просчитать перспективы тех или иных бизнес-решений, так как они напрямую увязаны с будущими геополитическими событиями, влиянием текущих западных пакетных санкций и предстоящих, если таковые будут».
Если в целом говорить о развитии российской логистики, то она и по экспорту, и по импорту продолжит переориентироваться на восточное направление.
«Восточное направление в принципе является наиболее емким. По нему выполняются поставки местных товаров, как не включенных в западные пакетные санкции, так и включенных (с определенными оговорками). И хотя основной объем поставляется морем, существенен и грузовой поток по железным и автомобильным дорогам», — поясняют в Beluga Projects Logistic.
Причем здесь большое значение имеет тот факт, что на протяжении 2022 года на восточном направлении активно создавались хабы для поставок товаров в Россию.
«Это позволит обеспечить непрерывность поставок (по графику) и сбалансировать нагрузку на транспортную инфраструктуру, что постепенно приведет к сокращению транзитных сроков и уменьшению стоимости транспортировок. При этом одновременно неизменно растет количество логистических провайдеров, а это самым положительным образом влияет как на ценообразование услуг, так и на их качество», — продолжают в компании.
Но не все так однозначно и на восточном направлении
Правда, подчеркивают Beluga Projects Logistic, есть на восточном направлении и свои проблемы. Так, например, до недавнего времени часто наблюдались сбои экспортных поставок в Россию из-за существовавшей в Китае политики нулевой терпимости к Covid-19. Сейчас, правда, она уже ослабевает, что должно сбалансировать транзитные сроки и стоимость перевозок.
«Еще одной сложностью является то, что транспортная инфраструктура России на данный момент не соответствует тому объему импорта, который идет по восточному направлению, — отмечают в компании.
— Это произошло из-за переориентации экономики РФ преимущественно на Китай и, как следствие, привело к увеличению грузопотока».
При этом в Beluga Projects Logistic не исключают, что «партнеры на восточном направлении воспользовались осложнением экономических связей между Россией и странами Запада и подняли стоимость своих товаров и услуг для российского бизнес-сообщества».
«Кроме того, значительное количество важных для экономики РФ производителей санкционных товаров все-таки отказываются поставлять их в Россию из-за страха вторичных санкций, поскольку они ведут активную внешнеэкономическую деятельность как раз таки со странами Запада, которые и инициировали санкции в отношении России», — отмечают в компании.
Впрочем, подчеркивают там, есть и важные положительные тренды сотрудничества на восточном направлении.
«Во-первых, многим участникам российского бизнеса удалось диверсифицировать своих поставщиков сырья и товаров, заменив их преимущественно на поставщиков из Китая, что позволило им продолжать свой бизнес в России. Во-вторых, получилось согласовать платежи за товары и услуги в валютах стран-поставщиков, что сняло с участников ВЭД риски блокировок транзакций в евро и долларах», — поясняют в Beluga Projects Logistic.
В компании полагают, что в 2023 году на фоне сокращения сотрудничества с государствами, поддержавшими санкции в отношении РФ, будет происходить еще большая переориентация экономики России на страны Юго-Восточной Азии и Китай. Однако такая переориентация требует существенных государственных и частных инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру России, чтобы та смогла беспрепятственно обслуживать растущий грузопоток.
Прицел на Турцию и Иран
Вместе с тем грузооборот с Китаем на самом деле растет медленнее, чем изначально ожидали представители рынка, говорят в Beluga Projects Logistic. Рывок грузооборота главным образом затруднили инфраструктурные проблемы, в том числе чрезмерная загруженность портов, и дефицит контейнеров. «К тому же, российский рынок для Китая не так значим», — отмечают в компании.
На этом фоне подогревается интерес к таким странам, как Турция и Иран. Тем более что в 2022 году Турция уже оформилась как основной для России хаб европейских товаров. Да и в целом, именно на эти страны легче переориентируется логистика с западного направления, где она в прошлом году и претерпела наиболее значительные изменения.
«На данный момент там остались лишь поставки номенклатуры товаров, не включенные в западные пакетные санкции, — уточняют в Beluga Projects Logistic. — Да и эти поставки ограничены искусственными барьерами в виде перегрузок и перецепок в зонах торгово-логистических центров, а также запретом для российских и белорусских автомобильных перевозчиков работать на рынке ЕС».
Такие изменения, естественно, в разы увеличили стоимость услуг и транзитные сроки доставки товаров. «Ценообразование по многим товарным позициям сейчас таково, что для части российских грузополучателей экономически целесообразней импортировать аналоги европейского сырья и товаров из других стран, порой жертвуя при этом качеством», — подчеркивают представители рынка.
Однако в любом случае, напоминают в компании, перспективы российской логистики в 2023 году будут напрямую зависеть от геополитической конъюнктуры. На западном направлении, по мнению экспертов, грузопоток продолжит иссякать — останутся в итоге поставки медицинской продукции и некоторых товаров особой социальной значимости.
«В целом, мы ожидаем появления новой географии перевозок, что произойдет благодаря сотрудничеству с новыми поставщиками товаров в различных уголках мира. В то же время, с другой стороны, под воздействием санкционного давления на страны, чьими услугами Россия пользуется для поставок санкционной продукции, могут измениться транспортные маршруты, по которым сейчас идет доставка грузов в страну», — подытоживают в Beluga Projects Logistic.