Логистический рынок ищет новые цепи доставок
По итогам прошлого года Россия установила своеобразный рекорд по количеству наложенных на нее санкций, обогнав Иран, Сирию и КНДР. В общей сложности в отношении физических лиц, компаний, транспортных средств и самолетов страны было введено 13,6 тысячи ограничений, которые сильно осложнили внешнеэкономическую деятельность. Появились трудности с расчетами в валюте, сбои поставок, проблемы в логистике. А некоторые рынки вообще оказались закрыты для российских поставщиков.
Все эти негативные факторы стимулировали государство и бизнес использовать запасные пути торгово-экономических отношений и укреплять связи с дружественными странами Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и других регионов. И время подтвердило правильность нового курса. Так, по данным ФТС России, внешнеторговый оборот РФ в 2022 году составил 850,5 миллиарда долларов, увеличившись на 8,1 процента. Для экономики, находящейся под санкциями, это беспрецедентный рост. И свою лепту сюда внес не только товарооборот с Китаем. Так, объем ВЭД с Индией увеличился в три раза с 13 до 39 миллиарда долларов, с Ираном подрос на 15 процентов до 4,6 миллиарда долларов, с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) - на 68 процентов до 9 миллиардов.
В последний день марта состоялось расширенное заседание коллегии Минтранса, где также было отмечено, что, по итогам 2022 года, на автомобильном и морском транспорте наблюдался рост перевозок грузов (плюс 0,3 и 20,2 процента соответственно), что напрямую связано "с постепенным преодолением негативных последствий, вызванных санкционным давлением со стороны недружественных стран, переориентацией грузоперевозок на Восток и в Азию, освоением новых маршрутов и транспортного коридора "Север — Юг".
"Изменения во внешнеполитической и экономической конъюнктуре привели к смещению акцентов товарооборота с привычных регионов Европы и Америки на новые перспективные направления, в том числе и страны Ближнего Востока. Следуя запросам российских импортеров, мы запустили новый сервис по доставке грузов из Ирана, ОАЭ и Катара в РФ, который открывает дополнительные возможности по развитию бизнеса российских предпринимателей", - отмечает генеральный директор ГК "Деловые Линии" Фарид Мадани.
Страны Ближнего Востока готовы поддерживать и развивать торговлю без введения односторонних рестрикций, как это делают страны Запада. Более того, будучи лидерами в ОПЕК, именно страны Ближнего Востока, вопреки давлению Соединенных Штатов, не приняли решение о существенном увеличении объема добычи, что только повышает их ценность как стран, способных отстаивать свой суверенитет", - сообщил "Российской газете" член совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, директор Центра "Локомотивы роста" Константин Вольф.
По словам экспертов, логистический рынок уже в целом насыщен различными вариантами сформированных цепей поставок, тем не менее поиск новых маршрутов продолжается. Основными показателями, которые будут учитываться при выборе тех или иных путей, станут планирование и поиск наиболее эффективных логистических маршрутов по конечным срокам, стоимости и операционным издержкам. И отдельные крупные российские компании усиливают присутствие в этих странах путем расширения собственных складских мощностей на их территориях для оптимизации операционных издержек на логистические маршруты.
Россия будет укреплять партнерство с дружественными странами, формируя новые логистические маршруты
В Послании Федеральному Собранию в феврале 2023 года Владимир Путин сообщил, что Россия будет расширять перспективные внешнеэкономические связи и уделять особое внимание развитию транспортного коридора "Север - Юг".
"Уже в этом году по Волго-Каспийскому каналу смогут проходить суда с осадкой не менее 4,5 метра. Это откроет новые маршруты для делового сотрудничества с Индией, Ираном, Пакистаном, странами Ближнего Востока. Мы и дальше будем развивать этот коридор", - подчеркнул президент.
По расчетам экспертов Минтранса, на развитие МТК "Север - Юг", связывающего Индию, Иран и Россию, до 2030 года планируется выделить 1,5 миллиарда долларов. В частности, планируется участие РЖД в строительстве линии от пограничного города Астара в Азербайджане до города Решт в Иране (164 километра) и электрификации линии Гармсар - Инче-Бурун (495 километров) в Иране. До 2025 года железнодорожники планируют построить в Дагестане дополнительную станцию Самур-II для ускорения пропуска грузов на российско-азербайджанской границе. По сравнению с морской перевозкой в Россию из Индии сроки доставки через "Север - Юг" сократятся как минимум вдвое, соответственно, снизится и стоимость.
8,1 процента составил рост внешнеторгового оборота РФ в "санкционном" 2022 году
"В итоге МТК "Север - Юг" действительно может стать конкурентоспособной транзитной магистралью, способной повлиять на всю мировую логистику. Но пока пропускная способность этого коридора, даже на самых развитых его маршрутах, не готова к существенному росту объемов перевозок. Например, все порты каспийского бассейна переработали в 2022 году около 11 тысяч контейнеров в 20-футовом эквиваленте. Для сравнения, порты черноморского бассейна в то же время перевалили около 760 тысяч ДФЭ, - рассказал "РГ" гендиректор Novelco Григорий Григорьев. - Тем не менее востребованность коридора увеличивается на глазах. Устойчивый рост перевозок наблюдается по всем его маршрутам. В феврале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого объем транспортировок вырос в два раза".
При этом российским компаниям, развивающим бизнес на южном направлении, нельзя забывать о рисках и нужно быть готовыми в любой момент им противостоять. Константин Вольф, например, отнес к ним "существенное присутствие западных компаний на рынках Ближнего Востока (за исключением Ирана), что является окном возможностей для давления на эти страны со стороны стран Запада: такое мы уже наблюдаем, в частности, в Турции". Кстати, вывод Ирана из-под санкций, по мнению экспертов Аналитического центра при правительстве РФ, также может ограничить его ориентацию на всестороннее сотрудничество с Россией. Но возможное подписание в ближайшем будущем договора о стратегическом партнерстве России и Ирана может нивелировать такие риски.
Помимо геополитических могут возникнуть и финансовые проблемы. Так, отмечается высокая волатильность тарифов. Поэтому сегодня работают здесь только крупные логистические компании, которые могут обеспечить сдерживание факторов постоянного повышения тарифов из-за усложнения и удлинения цепочек поставок, повышения рисков и стоимости страховки.
Кроме того, в ОАЭ в ближайшее время вступит в силу положение о налоге на прибыль. Поэтому компаниям, работающим на этом рынке, надо пересматривать бизнес-модели деятельности с учетом предстоящей налоговой нагрузки.