8 (800) 770-02-91 +7 (495) 790-02-91

    

25
февраля 2020

Сахалин предложили включить в Северный морской транспортный коридор

Правительство Сахалинской области заключило соглашение о сотрудничестве с одним из крупнейших транспортно-логистических холдингов "Дело" и АО "Атомэнергопром". С их помощью власти региона планируют реализовать масштабный проект по созданию транспортно-логистического узла в порту города Корсакова. Здесь, по задумке губернатора Валерия Лимаренко, должна появиться точка разворота Северного морского транспортного коридора (СМТК), - сообщает Российская газета.

Как известно, Северный морской путь - кратчайший между Европой и Азией. Он тянется от архипелага Новая Земля до мыса Дежнева на Чукотке. На этот драйвер развития российской Арктики возлагают большие надежды. Однако для скорейшего экономического роста необходимо его продлить, "захватив" как можно больше северных территорий страны. Именно поэтому в проекте Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года появилось понятие СМТК. Коридор включает в себя Севморпуть, но берет начало в Мурманске и следует до Камчатки.

 

Официально конечная точка не утверждена, поэтому Валерий Лимаренко и предложил продлить транспортный коридор до острова. По его предложению, тяжелые суда ледового класса должны следовать в Корсаковский порт, выгружать товары, брать новые и идти обратно. А уже из Корсакова, которому отвели роль крупного логистического хаба, обычные транспортники развезут грузы по Юго-Восточной Азии.

 

- Разворот может находиться и на Камчатке, и во Владивостоке, и в других местах. Но мы пытаемся доказать, что эта точка должна быть именно у нас - на перекрестке важных торговых путей. Сразу возникает логика и появления мостового перехода "Сахалин - материк", и создания международного авиационного хаба. Мы хотим, чтобы эти три артерии - железнодорожная, морская и воздушная - пересекались на острове, - заявил Лимаренко.

 

Появление важнейшего логистического хаба на острове поможет региону уйти от нефтегазовой зависимости и диверсифицировать экономику. "Зеленый свет" получат новые виды бизнеса, связанные с глубокой переработкой угля, леса, рыбы, и другие.

Однако для создания перевалочной базы область должна модернизировать портовую инфраструктуру. В частности, создать мощные глубоководные морские гавани, способные принимать любые типы судов. В Корсаковском порту совместно с инвесторами планируют углубить дно, продлить морской причал, разместить складские и холодильные мощности. Не исключено, что такую же морскую гавань создадут в Макаровском районе.

 

Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Например, профессор, доктор экономических наук Вадим Заусаев считает, что этот проект хорош только для Сахалинской области, но не отвечает общим дальневосточным и национальным интересам.

Появление логистического хаба на острове поможет региону уйти от нефтегазовой зависимости и диверсифицировать экономику

 

- Сахалин имеет перспективы роста, у него сложилась активная структура экономики: это и газ, и нефть, и уголь, и рыба. Области есть на чем развиваться, это не дефицитный регион. А вот Камчатка только набирается сил. Я думаю, что правильней было бы точку разворота сделать именно там, посеверней. Суда ледового класса дорогие, их проводка затратна, соответственно, чем дальше они идут, тем дороже перевозимый товар, - говорит профессор.

Для Камчатского края, по его мнению, этот новый вид деятельности стал бы очень мощным толчком в развитии.

 

Руководитель РОО "Экологическая вахта Сахалина" Дмитрий Лисицын видит в проекте другие риски, связанные с модернизацией портов.

- Масштабное дноуглубление Корсаковского порта может иметь огромное негативное воздействие на многострадальную экосистему залива Анива, если выполнять его неправильно, - говорит эколог.

В качестве примера он приводит строительство нового порта в поселке Пригородное, в 12 километрах от Корсакова. Его возводили в 2003-2007 годах для экспорта сжиженного природного газа и нефти в рамках проекта "Сахалин-2". Тогда оператор проигнорировал как протесты общественности и рыбаков, так и требование сахалинского территориального управления Росрыболовства. Вместо того чтобы вывезти два миллиона тонн грунта, извлеченного при дноуглублении, он сбросил их в самый центр акватории. Много лет эта масса переносилась течениями и штормами по всему заливу, из-за чего заилилось его дно, сильно пострадали запасы донных биоресурсов, прежде всего морского гребешка.

  

- Если модернизация Корсаковского порта будет происходить на том же низком уровне природоохранных стандартов, то последствия окажутся еще более тяжелыми. В Пригородном грунт был обычный, а в акватории Корсаковского порта он очень сильно загрязнен тяжелыми металлами, нефтепродуктами и другими вредными веществами, - отмечает Дмитрий Лисицын.

 

- Это загрязнение всегда содержится в донных отложениях вблизи любого портового города. Поэтому грунт нельзя просто вскрывать, изымать и сбрасывать на небольших глубинах. Лучше всего вообще его не трогать, поскольку современный уровень развития судоходства и портового строительства позволяет возводить глубоководные порты с минимальным дноуглублением.

 

Как отмечает эколог, есть и другие экологические риски.

 

- Это и резко возрастающая вероятность разлива нефтепродуктов, и загрязнение морских акваторий даже в штатном режиме эксплуатации судов, и, конечно, негативное воздействие угольной пыли - в случае роста перевалки угля на Сахалине, - перечисляет Лисицын.