РЖД - «плоская» индексация грузовых тарифов в 2017г.
«Российские железные дороги» готовы на «плоскую» индексацию грузовых тарифов в 2017 году, но это не должны быть 4%, считает президент РЖД Олег Белозеров.
«Мы сохраняем на сегодняшний день свою позицию (о необходимости точечных изменений в тарифный прейскурант в дополнение к базовому повышению ставок – ИФ). «Плоская» индексация при определенных условиях тоже могла бы быть достаточной, но это точно не 4%. Мы не хотим отступать от тех принципов, о которых мы говорили. Более того, принцип индексации ниже инфляции мы хотим обязательно сохранить», – заявил топ-менеджер журналистам.
Говоря об экспортных надбавках, Олег Белозеров заявил, что их наличие «укладывается в рыночную оценку современных реалий». «При этом мы обсуждали с грузоотправителями, что если у кого-то есть проблемы в какой-то промежуток времени – рынок так устроен – падают цены, мы готовы давать скидки. Но скидки должны давать не только мы, а все участники процесса: операторы, стивидоры, а не только железная дорога. С другой стороны, если по каким-то направлениям есть позитивные тренды, эти деньги мы могли бы вложить в развитие инфраструктуры «, – заметил топ-менеджер.
«Мы предлагаем сохранить экспортный коридор в следующем году в том же объеме, при этом мы будем рассматривать скидки индивидуально по каждому направлению. Я думаю, что продление могло бы быть и год, и два», – сказал глава РЖД. При этом, по словам топ-менеджера, монополия предложила предоставить ей возможность давать скидки в размере до «минус 50%», и Федеральная антимонопольная служба РФ поддержала эту идею.
Ранее Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев подвижного состава) выступил против точечных поправок в прейскурант грузовых тарифов и продления экспортных надбавок в 2017 г., предложив при острой необходимости заменить их дополнительными 1-2% индексации сверх запланированной, но при выполнении ряда условий. Соответствующую позицию партнерство изложило в письмах заместителю председателя правительства РФ Аркадию Дворковичу и главе Федеральной антимонопольной службы РФ Игорю Артемьеву.
В частности, операторы предлагают повысить эффективность гибкой тарифной политики РЖД в отношении высокодоходных грузов – чтобы успешно конкурировать с альтернативными видами транспорта, прежде всего, с автомобильным. Для этого, по мнению партнерства, целесообразно сдвинуть «до минус 50%» нижнюю границу ценового коридора монополии на перевозки нефтяных грузов: для грузов I тарифного класса – на дальности до 1,1 тыс. км, II и III класса – без ограничения дальности перевозки. Также Совет хочет, чтобы участники рынка транспортных услуг обязательно привлекались к формированию и подготовке тарифных решений РЖД в рамках «коридора», направленных на привлечение дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт.
При этом в целом, по мнению СОЖТ, необходимо ориентироваться на установленные долгосрочные параметры регулирования, которые предполагают на 2017 г. повышение тарифов ОАО «Российские железные дороги» не более чем на 4,5%. Такой подход обеспечивает прозрачность и прогнозируемость тарифов для пользователей транспортных услуг и владельцев подвижного состава, непосредственно влияя на реализацию
долгосрочных инвестиционных программ по развитию грузовой базы и обновление парка вагонов, подчеркивает партнерство.
Как сообщалось ранее, для покрытия дефицита своего бюджета РЖД предложили 3 варианта индексации. Первый из них предусматривает общее 4,5%-ное повышение ставок при условии точечных изменений в базу 2016 г. и снятия ограничений по сроку действия экспортных надбавок в рамках тарифного коридора, 6,8%-ное – со всеми точечными изменениями и отменой с 30 января 2017 г. экспортной надбавки в 13,4% и 9,6%-ное – без точечных поправок и экспортных надбавок.
Точечные изменения, по замыслу монополии, призваны «сократить тарифные диспропорции» и должны быть внесены до конца 2016 г. Компания предлагает на 4,2% дополнительно индексировать ставки на перевозки в собственных полувагонах для I (низкодоходных грузов) и II классов и на 2,2% – для III класса (высокодоходных грузов), на 2,75% повысить ставки на порожний пробег грузовых вагонов, на 4,2% на все расстояния – для контейнеров. Кроме того, предполагается унификация тарифов на перевозку нефтяных грузов за счет перевода части номенклатуры (бензин стабильный газовый, дистилляты газового конденсата) из I во II тарифный класс, газойля – из III во II класс, либо, в качестве альтернативы, перевести всю номенклатуру нефтяных грузов во II тарифный класс.
Экспортные же надбавки РЖД к установленным железнодорожным тарифам начали действовать с января 2015 г. – тогда из-за девальвации рубля многие российские производители резко нарастили объемы поставок за рубеж. В итоге монополия воспользовалась правом повысить ставки в рамках «ценового коридора» по верхней его границе («+13,4%»). Быстро добиться их снижения (до 1,3%) удалось только угольщикам, хотя недавно монополия вернула их на уровень 13,4%. В дальнейшем РЖД приняли еще ряд точечных тарифных решений по ряду грузов.
В министерстве экономического развития РФ точечные изменения прейскуранта не нашли поддержки за исключением сегмента контейнерных перевозок, которые Федеральная антимонопольная служба РФ признала высококонкурентным рынком. Что касается вопроса об экспортных надбавках, то Минэкономразвития согласно на продление срока их действия, если в инвестиционной программе перевозчика будет зафиксировано положение об обязательной расшивке «узких мест» и указаны источники его финансирования. При этом в октябре – после соответствующего снижения таргета по инфляции – ведомство начало ориентировать РЖД на 4%-ный рост грузовых тарифов в 2017 г. и без субсидий.
Олег Белозеров напомнил, что в последнее время изменилась структура перевозок, что «серьезно влияет на сбалансированность бюджета РЖД». «У нас ушли в большом объеме грузы III класса (высокодоходные – ИФ), в том числе нефтепродукты – падение 7,7%. Это доходы, которые должны были бы для нас составить по этому году более 45 млрд руб.», – отметил топ-менеджер. «Мы имеем очень большой перекос в стоимости перевозок грузов I и III классов. Соответственно, эту разницу нужно сближать. Нефтяникам (тарифную) нагрузку на перевозку нужно снижать, но это нужно делать сбалансировано. То, что для них нагрузка не должна повышаться так, как для всех остальных, это мы четко понимаем», – сказал он.