Санкции закончатся, грузопотоки вернутся, воспользуемся паузой
Грузопотоки поменяли ориентацию — с Запада на Восток. В непростом положении оказался Санкт-Петербург, который последние 20 лет развивался как международный транспортно-логистический хаб, ориентированный на западные страны. Грозит ли городу стать транспортным узлом исключительно для внутреннего пользования?
Об этом MASHNEWS поговорил с Андреем Бочкарёвым, доктором экономических наук, академическим руководителем образовательной программы "Логистика и управление цепями поставок" НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Портовые перспективы
— Транспортные потоки в регионе меняются, но здесь нужно говорить не о снижении роли Петербурга в транспортно-логистической системе страны, а о её изменении. Причём рассматривать не город отдельно, а анализировать ситуацию в агломерации в целом: город и область.
Да, Большой порт Санкт-Петербург, который был ориентирован, прежде всего, на контейнерные перевозки в европейском направлении, теряет потоки. Перевалка контейнеров обеспечивала примерно 44% грузооборота Большого порта по весу и ещё больше — в деньгах. После введения санкций он почти потерял этот источник.
Зато областные порты, наоборот, наращивают обороты. По данным Ассоциации морских портов России, в первом квартале 2023 года грузооборот портов Балтийского бассейна вырос на 6,8% против показателей того же периода 2022-го. Наибольший вклад в эту динамику внесли Усть-Луга, где рост составил 25,1%, и Приморск, прибавивший 14,4%.
И у Большого порта Санкт-Петербург тоже неплохие перспективы, только география перевозок будет меняться: он может переориентироваться на перевалку грузов в страны Северной Африки, Турции, Азиатско-Тихоокеанского региона.
— На мой взгляд, стоило бы развивать инфраструктуру Большого порта. Причём поскольку порт находится в городе и его собственное развитие сдерживается границами Петербурга, то нужно в Ленинградской области развивать контейнерные терминалы, связанные с портом железной дорогой.
Оптимальны для этого пригородные районы на юге и юго-западе Петербурга, в том числе вокруг аэропорта Пулково. Помимо Большого порта, в этот комплекс входит и Бронка в Ленинградской области.
— Да, здесь, я думаю, в ближайшей перспективе подвижек ждать особо не приходится. Порт, который принимал почти миллион пассажиров в год и до 800 судозаходов, в прошлом году не принял ни одного судна. Думаю, время, пока образовалась эта пауза, было бы целесообразно использовать для улучшения транспортной ситуации внутри города. Снижение турпотока этому как раз способствует.
Причём заняться решением этой проблемы следует не только на Васильевском острове, но и в целом в городе.
РЖД не до Северо-Запада
— Как всегда — собственные планы РЖД. Для скоростных пассажирских перевозок нужен специальный подвижной состав, необходимо реконструировать пути. Но у РЖД сейчас горячее время: грузооборот в азиатском направлении и на Дальнем Востоке растёт. За первый квартал 2023 году грузопоток по железной дороге в Китай увеличился в 1,6 раза, инфраструктура работает практически на пределе возможностей.
Так что это, безусловно, основное направление инвестиций, и в ближайшее время маловероятно, что РЖД будет инвестировать в пассажирские перевозки в нашем регионе.
— Отчасти это происходит. Увеличиваются потоки в Арабские Эмираты, Стамбул, Баку, Ереван, Ош, Самарканд и другие пункты, которые не прервали авиасообщения с Россией. Но, конечно, в ближайшей перспективе Пулково будет преимущественно развивать внутренние рейсы.
На внутренних направлениях пассажиропоток Пулково в 2022 году вырос на 30% по сравнению с 2019 годом. А в первом квартале 2023-го прибавил 15% к показателям прошлого года. Судя по планам российских авиакомпаний, рост продолжится. Уже запущена программа туристических рейсов из Петербурга в восемь российских городов, её реализуют "Аэрофлот" и туроператор "Библио-Глобус".
— Судя по планам наращивания терминала для внутренних перевозок, да, это так. Уже идёт проектирование реконструкции этого терминала.
Ничто не вечно
— Вовсе нет. До 2022 года Санкт-Петербург и Ленобласть обеспечивали до 25% от общего объёма внешнеторгового грузооборота РФ. Через территорию региона проходят несколько международных транспортных коридоров: Север — Юг, Запад — Восток, Панъевропейский транспортный коридор №9 и перспективный, ещё только строящийся коридор Европа — Западный Китай. Эти направления никуда не исчезли.
Да, Дальний Восток рванул в силу сложившихся обстоятельств, но везти грузы из европейской части России на Дальний Восток смысла нет. Роль Санкт-Петербурга в перспективе одного-двух лет трудно определить, но в долгосрочной перспективе она не уменьшится как минимум.
— Ситуация со столь жёсткими санкциями не может продолжаться вечно, как и специальная военная операция. Так что в будущем и порты, и аэропорт, и железнодорожная инфраструктура нашего региона, безусловно, снова займут одно из приоритетных мест в транспортной системе страны.
Важно, чтобы образовавшийся временной задел мы использовали для того, чтобы подготовиться к этому.