8 (800) 770-02-91 +7 (495) 790-02-91

    

30
мая 2024

Евросоюз и Китай подошли к порогу торговой войны

Введение США 100-процентных пошлин против большой группы китайских товаров стало самым крупным событием в мировой торговле, вероятно, превзойдя даже санкции против России и «контейнерный кризис» 2021 года. Белый дом, по сути, отбросил принципы свободного рынка, повернувшись к протекционизму. Однако данная торговая война может быть открыта и еще на одном фронте – китайско-европейском. В то время как товары из КНР – прежде всего, электромобили – быстро проникают на рынок ЕС, в Евросоюзе задумываются о том, чтобы ввести пошлины подобно американским. Пекин дает неформальные сигналы о возможном ответе, пишут «Известия».

Когда администрация Джо Байдена приступила к своим обязанностям, они обещали, в том числе, возврат к режиму свободной торговли в международно-экономических отношениях. Однако такого вряд ли ожидали. Размеры пошлин, анонсированных 14 мая: сталь – 25% (прежний тариф 0-7,5%), полупроводники – 50% (25%), литий-ионные батареи – 25% (7,5%), солнечные элементы – 25% (0%), шприцы и иглы к ним – 50% (0%), электромобили – 100% (25%) и так далее.

Характерно, большая часть тарифов так или иначе касается сферы «зеленой» энергетики и смежных с ней. Ради защиты своей индустрии американцы оказались готовы даже пожертвовать выполнением планов по «зеленому» переходу (очевидно, что при закрытии рынка для китайских конкурентов цены взлетят вверх, и осуществление программ окажется намного более дорогим).

Недавно BMW ввез в США около 8 тыс. автомобилей Mini Cooper с электронными компонентами от китайской Sichuan Jingweida Technology Group. Американцы немедленно приняли меры против автомобильных поставщиков, пользующихся услугами китайской компании, в число которых вошли также Jaguar Land Rover, Volvo и Volkswagen. Вся их соответствующая продукция оказалась на карантине, а еще несколько тысяч машин были арестованы в портах США.

Евросоюз размышляет над введением аналогичных по размерам пошлин в отношении китайской продукции.

Во-первых, европейская промышленность сильно пострадала в результате введения антироссийских санкций. Отсутствие поставок из нашей страны (не только трубопроводного газа, хотя его – в первую очередь) привело к росту издержек европейского промпроизводства на десятки процентов.

Во-вторых, промышленность ЕС после ковида получила мощную поддержку со стороны китайского спроса, так как КНР активно закупала европейское оборудование и машиностроительную продукцию на протяжении нескольких лет. Китайцы скорее закупались впрок для того, чтобы заместить импорт из-за рубежа своим. Эффект оказался заметным уже в 2023 году, когда европейский экспорт в КНР внезапно сократился на 3% (импорт упал еще сильнее, но торговый баланс ЕС–Китай остался в глубоком минусе).

Европейским производителям сложно конкурировать со значительно более дешевыми китайскими электромобилями. Замена двигателей внутреннего сгорания на аккумуляторы нивелировала складывавшееся многие десятилетия превосходство европейцев в технологиях и ноу-хау. По итогам 2023 года каждый пятый электромобиль, продающийся на европейском рынке, китайского производства.

В этом году эта цифра может достичь 25%. К 2027 году доля китайских брендов на европейском рынке электромобилей при сохранении текущих тенденций вырастет вдвое, до 20%. Такая тенденция пугает европейских автомобилестроителей.

Для эффективной защиты производителей в Европе нужны тарифы на продукты китайского автопрома в размере хотя бы 25%. В таком случае седаны и кроссоверы китайского производства окажутся дороже машин европейских конкурентов. Другие аналитики предполагают, что не уже не спасет ничего ниже уровня 55%. Сейчас соответствующая цифра составляет 10%.

Еврокомиссия в октябре запустила изучение ситуации на рынке. Явных признаков демпинга быть не может: китайские машины продаются в ЕС дороже, чем в Поднебесной, но почти всегда можно к чему-то придраться. Европейцы хотят ограничить участие китайских компаний в своих тендерах.

Китайские государственные СМИ и Торгово-промышленная палата КНР допускают введение ограничений и пошлин на продукты питания – такие как молочные изделия и вино, а также продукцию авиапрома.

Пища составляет небольшой процент от европейского экспорта в Китай. Именно поэтому она и выглядит настолько перспективным вариантом для ответных мер.

В случае эскалации торгового конфликта действия могут быть и более жесткими – в зависимости от готовности Китая «снизить риски» торговли с Европой, для чего в последние годы проводилась программа дополнительного развития национальной промышленности.

Напомним, железнодорожные перевозки контейнеров из Китая в ЕС транзитом через территорию России, замершие после начала военных действий на Украине, в 2024 году начали восстанавливаться. В первом квартале они выросли на 44%, до 90 тыс. TEU, что ненамного меньше докризисных объемов, - сообщает портал LR.