«США настаивают, что Северный морской путь должен быть открыт как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода, по мере того как этот участок освобождается от льда», — цитирует американского адмирала ТАСС.
Но реальность состоит в том, что Россия вовсе не препятствует свободе судоходства в этом районе, и СМП можно пользоваться так же, как любой другой морской артерией, соблюдая определённые правила, отмечают эксперты.
Россия рассматривает СМП как «исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию» — такое определение содержится в Федеральном законе «О естественных монополиях». Поясняется, что речь идёт об участках, «охватывающих внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону России».
По мнению экспертов, этот подход совершенно оправданный — СМП является комплексным маршрутом, и пройти его без пересечения российской акватории, а также без лоцманской и ледокольной поддержки просто невозможно. Кроме того, именно Россия несёт ответственность за охрану природной среды в этом районе согласно положениям Конвенции о морском праве. К примеру, руководствуясь именно этим принципом, Канада взяла под свой контроль навигацию в прибрежных арктических водах.
У России есть давние традиции по освоению Северного морского пути: ещё Пётр I рассматривал освоение этого маршрута как государственную задачу. Впоследствии для её решения была организована Великая Северная экспедиция, по итогам которой были уточнены карты побережья Ледовитого океана. Предшественником СМП историки считают Мангазейский морской ход, связывавший Поморье с Сибирью в XVII веке.
На большие перспективы северного морского сообщения обращал внимание и Михаил Ломоносов. Но становление СМП как транспортной магистрали началось уже в советский период: в 1931 году для этих целей было создано Главное управление Севморпути, отвечавшее, в частности, за «северный завоз» — снабжение населения Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Начиная с 2012 года, организацией судоходства в этом районе занимается Администрация Северного морского пути, в полномочия которой входит выдача разрешений на судоходство в акватории СМП, мониторинг навигационных и ледовых условий и т. п. В настоящее время полномочия по администрированию СМП были решением правительства возложены на «Росатом».
Сегодня Россия активно занимается обустройством СМП, чтобы упростить прохождение судов в непростых климатических условиях. В 2015 году правительство утвердило Комплексный проект развития Северного морского пути — в ближайшие 15 лет грузопоток на этом направлении должен вырасти в 20 раз.
Обычные суда не могут пройти по СМП без помощи ледоколов, а на сегодняшний день наиболее крупным и современным ледокольным флотом (40 судов) располагает именно Россия, и этот парк постоянно расширяется и обновляется. Так, в июне в своё первое плавание отправился новый ледокол «Александр Санников». Судно было построено в Выборге по заказу компании «Газпром нефть». Для сравнения: по состоянию на прошлый год США располагали только четырьмя ледоколами, Канада — шестью.
Ещё один аргумент Москвы в пользу «монополизации» СМП заключается в том, что проход по этому маршруту осуществляется в сложных природно-климатических условиях, зачастую приходится пробиваться сквозь толщу льда. Поэтому, если этот район открыть для свободного мореплавания, возможны серьёзные повреждения судов.
Грузопоток по СМП пока относительно невелик, но быстро увеличивается — по данным Федерального агентства морского и речного транспорта, в 2017 году объём перевозок составил 10,7 млн тонн, что превышает показатели за 2016-й на 42,6%. По мнению экспертов, со временем значение арктического торгового пути будет только расти — таяние арктических льдов, вызванное глобальным потеплением, сделает этот маршрут более доступным. По сути, этот коридор становится «Северным шёлковым путем».
А ледтает !
По данным учёных, с 1984 по 2016 год площадь арктических льдов сократилась в полтора раза — с 6,4 млн кв. км до 4,14 млн кв. км. По некоторым прогнозам, через несколько десятилетий Арктика может и вовсе избавиться от круглогодичного ледяного покрова.
А что Китай?
Для Китая Северный морской путь представляет особый интерес — Пекин рассматривает этот маршрут как дополнение к проекту сухопутного «Шёлкового пути». Пекин официально объявил о планах активно использовать возможности СМП для транспортировки грузов в Европу. Таким образом китайская сторона ответила на предложение российского президента, отмечают эксперты.
«Шёлковый путь дотянулся до самого Севера. Объединим его с Северным морским путём — и будет то, что нужно, и Северный морской путь сделаем Шёлковым», — заявил Владимир Путин в декабре прошлого года на встрече с китайской делегацией.
Китай хочет максимально присутствовать во всех уголках мира, главная задача здесь — диверсификация торговых маршрутов. И если ущерб от торгового противостояния с США будет средним, то Китай только нарастит свои усилия по налаживанию экспорта в европейском направлении. Туда будут перенаправлены товары с американского направления, насколько это возможно. И в этом случае Северный морской путь сыграет важную роль для мировых экономических процессов в глобальном масштабе, — считают многие эксперты.