Что сегодня представляет из себя «Хоргос»? В конце 2011 года президент республики подписал указ о создании СЭЗ. Но еще в 2005 году на этой территории начал организовываться международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС). Сейчас здесь расположены в том числе логистическая и индустриальная зона с производствами, сухой порт, населенный пункт и вспомогательная инфраструктура. К ноябрю 2016-го СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» заработала в полную мощность.
Для строительства СЭЗ была выбрана наиболее оптимальная географическая точка на границе Китая и Казахстана. Хоргос расположен в 6 км от станции Алтынколь, пограничного перехода между Казахстаном и Китаем, и имеет прямой доступ к трассе Западная Европа – Западный Китай - самой длинной дороге страны общей протяженностью 8445 км. Сегодня зона занимает площадь в 4591 тыс. га, а резидентами «Хоргоса» являются 76 компаний.
Как и полагается свободной экономической зоне, «Восточные ворота» имеют ряд налоговых привилегий (в соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан от 13 мая 2009 г. № 703). Помимо таможенных льгот (ввоз товаров на СЭЗ для осуществления деятельности, соответствующей приоритетам СЭЗ, освобождается от уплаты таможенных платежей и налогов), КПН по доходам от видов деятельности, соответствующих приоритетам СЭЗ здесь составляет 0%. Как и НДС при реализации на СЭЗ товаров, потребляемых участниками СЭЗ – налог на имущество, земельный налог и социальный налог.
Гордятся на СЭЗ и внедрением принципа одного окна – инвесторам «Хоргоса» предоставляются более 300 видов услуг, так сказать, не отходя от кассы.
М. Гойхман объясняет такие выгодные преференции просто: Казахстан хочет привлечь инвестиции.
«Поэтому понятно, почему казахстанским законодательством для «Хоргоса» предусмотрены исключительно выгодные преференции. Если компании выпускают приоритетную продукцию, они освобождаются от НДС, корпоративного подоходного налога (КПН), налога на имущество, социального налога. Земля предоставляется бесплатно до 2035 года. Условия найма иностранной рабочей силы крайне упрощены, то есть иностранные инвесторы, например, китайские, могут заходить на строительство и эксплуатацию своих предприятий в СЭЗ со своими же рабочими. Одним словом, размах и свобода замысла впечатляют», – размышляет эксперт.
Приоритетной продукцией в «Хоргосе» называют производство продуктов питания, кожаной и относящейся к ней продукции, а также текстильных изделий. Льготы предоставят и тем, кто занимается продуктами химической промышленности и неметаллической минеральной продукции, а также компаниям – производителям машин и оборудования.
… и возможные злоупотребления
Правительство Казахстана уверено – к 2020 году «Хоргос» поможет достигнуть объема грузооборота между КНР и Европой в 170 млн т. А объем контейнерного транзита через Казахстан достигнет 1,7 млн т.
Эксперты видят в создании «Хоргоса» плюсы не только для Казахстана.
«Зона явно рассчитана прежде всего на китайских инвесторов и транспортные потоки от этой страны, – уверен М. Гойхман. – Для Казахстана это хорошая возможность с относительно небольшими собственными вложениями получить на перспективу мощные действующие производства и доходы от транзита. Даже если сейчас, на первой стадии, пожертвовать бюджетными поступлениями из-за льгот. Китай же получает дополнительные производства с низкими затратами, прорыв на обширные рынки сбыта и транспортную доступность по низким таможенно-перевозочным тарифам, задействование избыточной рабсилы и прочего.
Этого же мнения придерживаются и эксперты Российского института стратегических исследований. Они отмечают, что «Хоргос» постепенно становится ключевым торговым и транзитным порталом регионального уровня.
Для России как рынка в составе ЕАЭС деятельность СЭЗ потенциально сопряжена с рисками злоупотреблений таможенными льготами, которые, впрочем, могут быть успешно преодолены совместно с казахстанскими партнерами путем обеспечения надлежащего контроля и соблюдения базовых принципов общего таможенного пространства.
Про это говорит и М. Гойхман. Эксперт отмечает, что налоговая свобода даст возможность злоупотреблять льготами.
«Например, в случае завоза в Казахстан практически готовой продукции под видом комплектующих, ее небольшой доработки в СЭЗ и выпуска на рынок ЕАЭС как собственной. Не будет ли это элементом узаконенного демпинга? Или вопрос о необоснованной миграции рабочей силы из Китая в Казахстан в ущерб занятости самих жителей республики? Однако, очевидно, подобные и другие проблемы воспринимаются организаторами не столь принципиальными на фоне вполне вероятных преимуществ и размаха проекта, – уверен специалист.
В свою очередь, операционный директор СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» Хишама Белмааши отмечает, что нелегальная рабочая сила не может стать большой проблемой для «Хоргоса». Чиновник уверен, что таможенный контроль будет стараться избегать контрабанды и незаконной миграции, используя IT-технологии и контакт с правительствами обеих стран.
Затмит ли Россию?
Интересно, что местные казахстанские СМИ называют «Хоргос» конкурентом российским железнодорожным магистралям. Эксперты Российского института стратегических исследований с этим не согласны – по их мнению, это не корректно. Российская Федерация вкладывает огромные средства в модернизацию Транссиба, но последний рассчитан по большей части на внутренние грузы и транзит из дальневосточных провинций Китая и Кореи, тогда как «Хоргос» – на товары Западного Китая.
«Пропускная мощность Транссиба на порядок выше. Да и основной грузопоток «Хоргоса» идет не в Европу, как это часто представляют, а оседает на территории ЕАЭС, поэтому правильнее рассматривать его как способ для Казахстана закрепить свой статус главного железнодорожного хаба Центральной Азии. Тем более что другая железнодорожная ветка, связывающая регион с Китаем, также проходит через Казахстан в районе пропускного пункта «Достык». Для Пекина же проект означает расширение путей экспорта в соседние страны продукции Синьцзяна – наиболее удаленного от восточных портов китайского района», – заявляли эксперты РИСИ.
Казахстан заинтересован
И Казахстанская, и китайская стороны, занимающиеся развитием СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» говорят о значимости проекта. По мнению Х. Белмааши, «Хоргос» – очень важный проект, позволяющий Казахстану надеяться не только на свои природные ресурсы.
«В первую очередь это будет касаться увеличения объемов транзита. Это напрямую повлияет на развитие логистической и индустриальной территорий нашей экономической зоны и увеличит добавленную стоимость их проектов. Это также означает создание новых рабочих мест и привлечение новых технологий. А еще повышаются возможности для автодорожного транзита между Казахстаном и Китаем. Это помогает создать множество рабочих мест вокруг цепочек поставок. Но главный плюс в том, что привлекаемые технологии могут помочь развитию бизнеса в других регионах страны, а также повысить компетенции местных экспертов», – говорил чиновник в интервью казахстанским СМИ.
По мнению Х. Белмаааши, о значительных успехах проекта говорить рано – «Хоргос» работает недавно. Но то, что на СЭЗ приезжают посмотреть специалисты из Китая и Европы, а ежедневно зону посещают новые менеджеры, готовые показать свои проекты инвесторам, говорит о том, что «Хоргос» действительно интересует.
«А еще мы пытаемся изменить парадигму, суть которой – создание новой цепи поставок. Сегодня более 90% поставок грузов происходят по морю», – говорил эксперт, отмечая, что это можно изменить.