8 (800) 770-02-91 +7 (495) 790-02-91

    

2
марта 2021

У каждого второго сотрудника российских компаний не хватает знаний

Почти половина (45%) работников в России находятся в «квалификационной яме»: их навыки не соответствуют занимаемой ими должности. Это сообщается в отчете The Boston Consulting Group (BCG) «Как смягчить несоответствие трудовых навыков современным требованиям», пишет РБК.

В нашей стране доля «дисквалификантов» выше, чем в США (33,5%) или Германии (37,2%). В эту долю входят как сотрудники со слишком низкой, так и со слишком высокой квалификацией. Но представители подавляющего большинства компаний, опрошенных РБК, сталкиваются с недостатком навыков и знаний, необходимых для работы.

По словам Алексея Бурцева, консультанта кадрового агентства Hays, подбирающего персонал без опыта работы или с опытом до полутора лет, кандидаты в погоне за более высокой зарплатой, вписывают в резюме навыки, которыми не владеют или владеют на самом начальном уровне.

 

– Чаще всего, такое случается при работе с техническими компаниями и специальностями: ИТ, производство (инженеры, технологи, технологические консультанты), – отмечает Бурцев. Слишком высокая квалификация снижает мотивацию работников.

 

– Высшее образование давно стало массовым, ежегодно на рынок труда в России выходит 1 млн человек с высшим образованием. При этом количество рабочих мест, требующих высокой квалификации, в России составляет около 13 млн: доля высококвалифицированных рабочих мест растет не так быстро, как в Европе, – поясняет один из соавторов отчета, управляющий партнер BCG Сергей Перапечка. Поэтому 30-40% выпускников работают не по специальности.

 

Любопытно, что слишком компетентным выпускникам со средним специальным образованием найти работу сложнее, чем недостаточно компетентным: уровень трудоустраиваемости для тех и других составляет 56% и 59% соответственно.

 

С другой стороны, недостаток квалификации – тоже проблема. Около 70% работодателей считают, что выпускников нужно полностью или почти полностью переучивать.

 

По  словам эксперта, знания по техническим специальностям устаревают за 2-3 года, по другим – за 5-7 лет. В то же время, самообразованием занимается только 15% населения России. При этом в нашей стране совершенно не мобильный рынок труда. Для россиян характерна привязанность к месту, имуществу. Они неохотно переезжают в другой регион в поисках работы по специальности. Стабильный прирост населения есть только в Центральном, Северо-Западном и Южном округах, – считает Перапечка.

Еще одна проблема – недостаточный уровень диджитал-подготовки. Галина Спасенова, партнер консалтинговой компании в области подбора персонала Kontakt InterSearch Russia говорит, что нехватка цифровой грамотности и умения пользоваться цифровыми инструментами управления процессами особенно сказались во время пандемии. Остро актуальной эта проблема была в строительной, производственной и агропромышленной отраслях.

 

Помимо переобучения должны работать мотивационные факторы, стимулирующие работника использовать свою квалификацию. В России уровень оплаты средне- и высококвалифицированной работы различается в среднем на 20%, в США и Германии – в два, два с половиной раза. Именно поэтому, имея квалификацию, за те же деньги россияне работают там, где проще.

 

Устранение проблемы «квалификационной ямы» в России может привести к ежегодному увеличению темпов роста ВВП не менее чем на 1%, уверены в BCG. Несоответствие навыков работников современным требованиям приводит к тому, что каждый год мировая экономика облагается 6%-ным дополнительным «налогом» в связи с потерями производительности труда, и BCG считает, что к концу 2020 г. эта цифра достигла 11% мирового ВВП.

 

Пандемия усугубляет проблему, потенциально приводя к мировым потерям производительности в виде нереализованного ВВП в размере 18 триллионов долл. США к 2025 году, что сопоставимо с ВВП России за 11 лет. Согласно данным BCG, до пандемии каждый третий житель стран Организации экономического сотрудничества и развития (в нее входят страны ЕС, а также Япония, Южная Корея и некоторые другие) работал по профессии, совершенно не соответствовавшей той, которой он обучался. В России больше людей, чья квалификация не соответствует должности, чем в большинстве европейских стран. Число компаний, которые не предлагают своим сотрудникам никаких корпоративных льгот, среди транспортных и логистических доходит до 24%. Это выше, чем в других отраслях российского бизнеса, где доля компаний без льгот сотрудникам составляет лишь 11%.